АНГЛИЙСКИЙ САД –см. ПЕЙЗАЖНЫЙ САД

АНСАМБЛЬ– функционально связанная совокупность соору-жений, растительности и др. элементов ландшафта, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Обычно складывается в течение длительного времени путем посте-пенного дополнения и развития. Наиболее знаменитые ансамбли России – дворцы и парки Петергофа, Павловска, Царицына, Ос-


танкина, ближнего зарубежья – Софиевка в Умани и Воронцовс-кий парк (Украина), Вилла Мындык (Молдавия), в дальнем зарубе-жье – ансамбли Версаля, виллы Ланте, д’Эсте, Альдобрандини и сады Боболи (Италия), Альгамбра и сады Хенералифе (Испания), парк Стоу (Англия), Сан-Суси (Германия)

АНТИСЕПТИКИ– древозащитные соединения, используемые для пропитки деревянных поверхностей во избежание их гниения. Известны следующие марки:

• «пигмотекс» – не только защищает поверхность от атмосфер-ных воздействий и появления плесени, но и улучшает ее декоратив-ные качества;

• «биотомекс» – защищает от гниения, появления плесени, на-секомых, атмосферных осадков, обладает эффектом тонирования;

• серия антисептиков под общим названием «Pinotex», из Фин-ляндии;

• «VALTI COLOR EXTRA» оказывает такое же действие, как на-туральная олифа, защитный эффект сохраняется в течение 5-7 лет.

АНТИСИММЕТРИЯ– симметрия противоположностей, по сути антиравенство, например черное – белое, плес – перекат.

АНТИТРАНСПИРАНТЫ– вещества, предотвращающие избы-точное испарение воды растениями. Обычно применяются при лет-них пересадках растений в облиственном состоянии.

АНТРОПИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ– ландшафт, возникающий в результате непреднамеренного воздействия человека на среду.

АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ– ландшафт, состоящий из
взаимодействующих природных и антропогенных компонентов,
формирующийся под влиянием деятельности человека и природных
процессов.

АНТРОПОГЕННЫЙ РЕЛЬЕФ– рельеф, многообразные формы которого формируются в результате хозяйственной деятельности че-ловека, преимущественно как результат преднамеренного преобра-зования естественных ландшафтов.

АНТУРАЖ– окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции часто становятся антуражем для архитектурных соору-жений, памятников, монументов и др.

АНФИЛАДА– 1)ряд отдельных, разграниченных насаждения-ми замкнутых пространств, соединенных друг с другом проходами,


расположенными по одной оси (цв. вклейка фото 3), изумительна анфилада зеленых ворот из туи в садах Генералифе, принцип анфи-ладности в садово-парковом искусстве был использован великим Ра-фаэлем при планировке парка виллы Мадама в Риме; 2) чередова-ние больших и малых полян в парке, аналогично залам дворца.

АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД– травник, огороженный сад для вы-ращивания лекарственных и плодовых растений (душистых трав, цветов, овощей, кустарников). В 1706 г. в Москве за Сухаревой башней, которая тогда располагалась на окраине города, по указу Петра I был заложен Аптекарский огород для выращивания лекар-ственных растений. Лиственница сибирская (Larix sibirica), кото-рую посадил сам царь, живет еще до сих пор. В Петербурге такой сад был разбит на острове Вороний.

АРАБЕСКА– 1) вид сложного орнамента, состоящего из стили-зованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда надписей на арабском языке; арабески на стенах дворцов Альгамбры удиви-тельно гармонируют с окружающей реальной растительностью; 2) один из видов оформления партера; 3) небольшая по площади плоская или слегка приподнятая клумба сложной формы, напоми-нающая по контуру и рисунку листья, цветы, завитки, гирлянды или венки (рис. 4, цв. вклейка фото 4-5).

Рис. 4. Арабеска в форме волюты

АРБОРЕТУМ– дендрологический сад, предназначенный для ак-климатизации растений различных климатических зон, обычно со-здается по систематическому признаку, чаще всего арборетумы при-урочены к ботаническим садам (см. также ДЕНДРАРИЙ).

АРЕАЛ– географическое местообитание растений.

АРКА– сооружение, относящееся к группе малых архитектур-ных форм (МАФ), своды арок обычно бывают полукруглыми, но возможны двускатные, стрельчатые, готические (рис. 5). Арки мар-кируют вход в сад, отделяют одну зону от другой, их располагают в


Рис. 5. Различные виды арок:

1 – кованая; 2 – плетеная из лозы; 3 – из природного камня;

4– из бруса, увитая лианами; 5 – из керамических блоков;

6 – арка-фонтан из сланца


местах отдыха, над уединенными скамейками. Часто их украшают вьющимися растениями (рис. 6). Материалом для арок может быть металл, пластик, дерево. Оригинальная арка получится, если на прочной опоре-своде укрепить ящики с вьющимися или ампельны-ми растениями. Живую арку из ветвей липы делают следующим образом: ветви наклоняют и соединяют над дорожкой или входом, снимают покровную ткань, плотно прижимают срезы друг к другу, обмазывают садовым варом и плотно «бинтуют». Через один-два года ветви срастаются, образуя прочную, крепкую арку.

Рис. 6. Варианты украшения арок над входом в сад

АРКАДА– ряд одинаковых по размеру дугообразных, опираю-
щихся на столбы или колонны и расположенных друг за другом
арок, которые образуют прерывистую галерею.

АРОМАТИЧЕСКИЙ САД или САД АРОМАТОВ– сад или его часть, обычно устраиваемая на открытых участках с суховатыми почвами, в котором выращиваются растения, выделяющие эфир-ные масла. При этом совершенно не обязательно это только травя-нистые растения. Летучие вещества, выделяемые растениями, не только обладают приятным ароматом, но оказывают профилакти-ческое санирующее действие на окружающую среду. Растения в таком саду могут быть высажены на клумбы, различные типы цветников, альпийские горки, образовывать бордюры, а кустарни-ки – живые изгороди. Многие виды прекрасно подходят в каче-


стве почвопокровных и ковровых растений. Клумбы могут иметь строгие геометрические формы или быть свободных очертаний, мощение самое незатейливое. Виды, рекомендуемые для аромати-ческих садов: вечерница матроны (Hesperis matronalis), гвоздика перистая (Dianthus plumarius), тимьян лимоннопахнущий (Thymus х citriodorus) и обыкновенный (Th. vulgaris), шалфей лекарствен-ный (Salvia officinalis) и мускатный (S. sclarea), котовник коша-чий (Nepeta cataria), мелисса лекарственная (Melissa officinalis), душица обыкновенная (Origanum vulgare), ландыш майский (Convolaria majalis), розмарин лекарственный (Rosmarinium officinalis), лилия белоснежная (Lilium candidum), молочай медо-носный (Euphorbia mellifera)– отличается огромным, до 0,5 м в длину соцветием и насыщенным медовым ароматом, монарда двой-чатая (Monarda diduma) и трубчатая (М. fistulosa), нарцисс поэти-ческий (Narcissus poeticus), полынь лечебная (Artemisia abro-tanum) с нежным лимонным запахом, Шмидта (A. schmidtiana) и Стеллера (A. stellereiana), фиалка душистая (Viola odorata), резеда душистая (Reseda odorata), гелиотроп древовидный (Heliotropium arborescens) с ароматом ванили, чина душистая или душистый го-рошек (Lathyrus odoratus), бархатцы отклоненные (Tagetes patula), прямостоячие (Т. erecta), тонколистные (Т. signata), иссоп лекар-ственный (Hyssopus officinalis), мята перечная (Mentha piperita), особенно сорта Загадка, Черноголовка, Краснодарская и длинно-листная (М. loпgifolia), агастахе (лофант) морщинистая (Agastache rugosa), у сорта Honey Blue листья имеют аромат аниса и мяты, змееголовник молдавский (Dracocephaum moldavica), табак кры-латый (Nicotiana alata).

Ароматы можно распределить «по вертикали», от душистых до-рожек и клумб к кустарникам и лианам. Чубушник, розы, можже-вельник, клематисы итальянский (Clematis viticella), жгучий (С. flambula) и некоторые сорта горного (С. montana) вполне спра-вятся с этой задачей.

АРХИТЕКТОНИКА РАСТЕНИЙ– в декоративной дендрологии структура кроны, определяемая ее размерами, формой, характером ветвления, особенностями расположения ветвей и побегов.

АРХИТЕКТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ (АР)– этот термин пришел из словаря английских цветоводов, которые часто употребляют слово


plant – растение с прилагательным – bold, что можно перевести дословно как смелый. Чаще всего это крупные травянистые много-летние растения с выразительным габитусом, привлекательным цве-тением, эффектной формы или окраски листьями. Характерные осо-бенности АР:

• привлекательность, мимо них невозможно пройти, необратив внимания;

• особенности внешнего облика – гигантские размеры листьев, необычное строение цветков и соцветий, оригинальные плоды, фор-ма или текстура листьев;

• обычно они претендуют на роль солитеров;

• сохраняют эффектный вид при всех типах освещения, в том числе и в сумерки или в ненастную погоду;

• выполняют роль своеобразных «указателей», прокладывая нужный маршрут обзора;

• высаженные в различных участках сада, объединяют разроз-ненные ландшафтные композиции;

• их плоды сохраняют декоративность и зимой.

В качестве АР можно использовать следующие виды: волжанка обыкновенная (Aruncus vulgaris, A. dioicus), коровяк олимпийский (Verbascum olimpicus), эремурус Ольги (Eremurus Olgae), Эчисона (Е. airchisonii) и мощный (Е. robustus), лук Христофора (Allium cristophii) и Шуберта (A schubertii), дудник лекарственный (Angelica archangelica), клопогон простой (Cicimifuga simplex), наперстянка пурпурная (Digitalis purpurea), ворсянка посевная (Diposacus sativus), мордовник обыкновенный (Echinops ritro) и шароголовый (Е. sphaeroctphalus), синеголовник альпийский (Eryngium alpinum), борщевик Монтегацци (Heracleum mantegazzianum), бузульник зуб-чатый (Ligularia dentate) и Пржевальского (D, przewalskii), табак лесной (Nicotiana sylvestris), энотера двулетняя (Oenothera biennis), клещевина обыкновенная (Ricinus communis) (цв. вклейка фото 6).

АРХИТЕКТУРНЫЙ САД – 1) тип сада с преобладанием садо-вых построек, архитектурных сооружений и других искусственных строений; 2) известный ландшафтный архитектор Е. Немова пред-лагает называть архитектурным садом сад с геометрическими фор-мами стриженных деревьев – разновидность французского регу-лярного парка, хотя многие авторы называют такой сад партерным,


сады Генералифе в переводе с арабского Джин-аль-Ариф и означа-ют архитектурный сад (цв. вклейка фото 7).

АСИММЕТРИЯ– крайний, предельный случай нарушенной симметрии, которая сохраняется в тех или иных инвариантных проявлениях. Асимметрия – один из приемов ландшафтной архи-тектуры, который строится по закону динамического равновесия разнородных частей и предусматривает их контрастное сочетание по форме, высоте, колориту, освещенности.

АСПЕКТ– внешний вид сообщества растений, аспект может быть постоянным или меняющимся. Смена аспектов обычно связа-на с фенологическими условиями, например в степи, где за один вегетационный период сменяют друг друга от 9 до 12 аспектов.

АССОРТИМЕНТ– набор различных видов и сортов растений, предназначенных для выращивания на определенной территории (сад, парк, цветник) или композиции. Можно сказать ассортимент хвойных пород, водных растений, растений для рокария, но ни в коем случае не ассортимент роз или гортензии, в этом случае ис-пользуют термин сортимент (см).

АССОРТИМЕНТНАЯ ВЕДОМОСТЬ– перечень названий видов растений, прилагаемый к экспликации (см.)

АТРИУМ– закрытый внутренний дворик в средней части древ-неиталийского и древнеримского жилища, куда выходили все ос-тальные помещения. В центре атриума, окруженного арками или колоннадой, обычно находился бассейн, над которым оставляли от-верстие (комплювий). В атриуме высаживали теплолюбивые расте-ния и украшали его скульптурами.

АУКСИНЫ– один из типов фитогормонов, веществ, стимули-рующих рост растений. Наиболее отчетливо их действие проявляет-ся в образовании и росте корней. В продажу обычно поступают в виде препарата «гетероауксин».

АХ–АХ (в некоторых источниках XА–ХА – происходит от англ. ha-ha, один из приемов разграничения пространства сада и окружающей местности, скрытая в углублении граница сада или парка, не закрывающая вид на окружающий ландшафт, которая представляла разновидность фортификационного сооружения, со-зданного с использованием глубокого рва и подпорной стены. Дан-ный прием был особенно распространен в садах и парках на рубеже


XVII-XVIII веков: неожиданное раскрытие вида из парка на окру-жающий ландшафт, например выход к реке, вызывало восхищен-ный возглас: «ах-ах!»

АЭРОСОЛЯРИЙ – площадка, оборудованная для приема воз-душных и солнечных ванн. Часто именно на ней устанавливают спа (см.).

АЭРОФИТОМОДУЛИ – растительные композиции, предназна-ченные для очистки воздуха. Они разработаны специалистами ВНИИ лекарственных и ароматических растений. В зависимости от объема и характера загрязнения воздушной среды моделируется оп-ределенный состав композиции. Немаловажное достоинство таких модулей – мягкость и широкий спектр лечебного воздействия на организм, зстетотерапия. В каждый из модулей входит около 20 ра-стений, в том числе лаванда, диффенбахия, драцена, сансевиера, мелисса, можжевельник, хлорофитум, роициссус.


Б

БАКОВЫЕ СМЕСИ– гербицидные препараты, полученные пу-тем смешивания нескольких веществ, обычно сочетают высокую эф-фективность с низкой токсичностью для человека, животных, по-лезных насекомых.

БАЛЮСТРАДА– невысокое сквозное ограждение лестниц, тер-рас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (баля-син), соединенных вверху горизонтальной балкой или перилами (цв. вклейка фото 8).

БАРОККО– художественный стиль в европейском искусстве конца XVI – середины XVIII века. Многие черты арочных садов Италии, Франции, Голландии были унаследованы из эпохи Воз-рождения и последовательно развиты в соответствии с местными условиями и национальными традициями. Стиль отличает декора-тивная пышность, пластичность, иногда вычурность форм. Архи-тектурные сооружения, скульптуры, инженерные устройства и собственно элементы фитодизайна направлены на достижение те-атрализованного и эмоционального эффекта (цв. вклейка фото 9, 10). Характерным является преобразование ландшафта путем стро-ительства террас, водных каскадов и фонтанов, устройства высо-ких шпалер, изысканных со сложнейшими рисунками партерных цветников, наличие сложной топиарной стрижки. Доминантой парка становился дворец, к которому сходились все дорожки и аллеи (цв. вклейка фото 11). Именно для этого стиля особенно характерны лабиринты и «обманки» – картины и пейзажи, уста-новленные в конце дорожек и аллей. Использовали такие расте-ния, как тис, розы лилии, пионы, гелиотроп, душистый табак, луковичные – тюльпаны, гиацинты и рябчики, фуксии, петунии, плектрантусы, клубневые бегонии. Известный садовод Э. Регель крайне язвительно отзывался о барокко: «Французские садострои-тели, признававшие только мишурную часть итальянского стиля, не замедлили развить данные начала до той степени уродливости, выше которой и то в ином направлении зашли только китайцы и


голландцы». Один из великолепных ансамблей в стиле барокко – парк Шенбрунн в Вене.

БАССЕЙН – см. ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА.

БЕД-БИЛДИНГ – от англ. bed-bilding – растения с постепен-ным поочередным раскрыванием бутонов, число которых достигает нескольких десятков, например, у сортовых лилейников за сезон открывается 30-40 цветков, образующихся на боковых побегах.

БЕЛЫЙ САД – один из типов монохромных садов. Для его уст-ройства подбирают такие виды и сорта растений, которые имеют цветки белой окраски, серебристо-белую листву, или листья типа variegate с белыми пятнами или каймой. Один из самых известных Белых садов находится в Англии в поместье Сисинхерст в графстве Кент. Он является частью поместья, в котором располагались не-сколько небольших садов: розовый – Rose, травяной – Herb, кот-теджный – Cottage и, конечно, великолепный белый – White. Центр сада – беседка, увитая плетистыми розами, к которой сходят-ся четыре дорожки. Первоначально там был спланирован так назы-ваемый рондель– идеальный круг газона с четырьмя выходами к клумбам с розами (рис. 7). Боскеты ограничены стрижеными тиса-ми. «Изюминкой» этого сада является скульптура девушки, находя- щаяся под плакучей иволистной грушей и окруженная посадками

Рис. 7. Рондель Белого сада в Сисингхерсте


наперстянки. В нем использовались следующие виды растений: ко-выль (Stipa), мордовник (Echinops), нивяник (Leucanthemum), кос-мея (Cosmos), гортензия (Hydrangea), шток-роза (Alcea), табак (Nicotiana), наперстянка (Digitalis), полынь (Artemisia), пион (Paeonia), подснежник (Galanthus), лобелия ежевидная (Lobelia erinus) сорт Palace White. Белый сад романтичен, немного печален, но светел и воздушен, он ассоциируется с Серебряным веком русской поэзии.

БЕЛЬВЕДЕР– изначально вышка, надстройка на здании, отку-да открывается красивый вид на окрестности, перспектива на вид, впоследствии – отдельная постройка на возвышении, например бе-седка для любования окрестным пейзажем. Чаще всего она имела строгую геометрическую форму: круглую, квадратную, шестиуголь-ную, с колоннадой или без нее, обычно без купола.

БЕРСО, БИНДАЖ– 1)сводчатая аллея, образованная с помо-щью полусферических связанных каркасов, на которых смыкаются кроны деревьев; 2) участок сада, окруженный сводчатыми аллеями.


Рис. 8. Авангардная беседка «Золотой ветер», легко транспортируется, сочетается с контейнерными растениями

БЕСЕДКА– легкое архитектурное сооружение различной фор-мы: шестигранник, квадрат, круг, восьмигранник, – расположен-ное среди зеленых насаждений и предназначенное для тихого, спо-койного, кратковременного отдыха (рис. 8, цв. вклейка фото 12,


13). Часто ее размещают на возвышении, поэтому необходима дос-таточная прочность материалов, с наветренной стороны ее должны окружать деревья различной высоты. Беседка – неотъемлемый эле-мент китайских и японских садов, перед входом в нее обязательно оставляют открытое пространство. В русских садах часто имели на-звание, например, в Царицыно были беседки «Миловид» и «Золо-той сноп», а в Павловске – Турецкая беседка.

БИНАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА– научное название растений на латинском языке, состоящее из двух слов: первое слово обозна-чает род, второе – вид, например, Viola odorata – фиалка душис-тая. При выборе растений для различных приемов озеленения необ- . ходимо знать их точное название, чтобы правильно определить их назначение и местоположение, роль в цветнике или вертикальном озеленении. Так, гортензия метельчатая (Hydrangea paniculata) – кустарник или небольшое деревце, а гортензия черешковая (Я. petiolares) – лиана; гвоздику китайскую (Dianthus chinensts) и гвоздику голландскую (D. caryophyllus) предпочтительнее использо-вать для миксбордеров и пышных нарядных цветников, тогда как гвоздика ледниковая (D. glacialis) и гвоздика песчаная (D. arenarius) прекрасно чувствуют себя на альпийской горке. Поэтому желатель-но пользоваться такими рекомендациями, в которых указано пол-ное название растения не только на русском языке, но и на латыни.

БИОНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ– различные архитектурные соору-жения, повторяющие общий план строения или внешнего облика растений, например светильник в форме тюльпана.

БИОРИТМЫ– циклические (суточные, сезонные и др.) колеба-ния интенсивности и характера тех или иных биологических про-цессов и явлений, дающие организмам возможность приспосабли-ваться к циклическим изменениям окружающей среды. В ландшаф-тном дизайне ритмы ветвления и листорасположения, ритмы сезон-ной смены аспектов и окраски листвы учитываются при создании всех типов композиций.

БОРДЮР– один из самых неопределенных терминов. Француз-ский бордюр (bordure)– узкое и невысокое оформление партера, клумбы, газона, фонтана (цв. вклейка фото 14). Обычно это линей-ные посадки из 1-2 рядов низкорослых (не более 30-40 см высотой) цветущих кустарников или травянистых растений. Иногда такой


бордюр, в частности из стриженого самшита, используется для вы-деления рисунка в цветниках партерного типа. Бордюр шириной 10-50 см называют рамкой или каймой.

По мнению английских дизайнеров, бордюр или, вернее, бордер (border), отсюда и миксбордер, – это широкая непрерывная полоса свободной формы из высоких или разновысоких кустарников и мно-голетних травянистых растений, высаженных группами (цв. вклей-ка фото 15). Один из самых знаменитых английских бордюров – Пурпурный бордюр, созданный супругами Витой Саксвилл-Уэст и Харольдом Николсоном в саду поместья Сисинхерст из лаванды, сирени, клематисов, флоксов, люпина, дельфиниума, георгинов. Еще один вариант –Длинный бордюр Кристофера Ллойда, практи-чески представляющий одноярусный миксбордер из крупных расте-ний, нижняя часть которых не маскируется более низкими расте-ниями, а остается открытой. В составе этого бордюра – злаки, кус-тарники, травянистые одно- и многолетники.

По конструкции бордюры могут быть одно-, двух- и трехъярус-ными, а сами растения располагаться в два-четыре ряда (рис. 9).

Рис. 9. Схемы размещения растений в простых бордюрах: 1 – двухъярусный, трехрядный; 2 – трехъярусный, трехрядный; 3 – двухъярусный, трехрядный с понижением в центре; 4 – четырехряд-ный; 5 – двухъярусный, четырехрядный

Фигурные бордюры более эффектны: зигзагообразные с ордина-рами, прямоугольно-ломаные, с полукругами (рис. 10). При созда-нии линейных бордюров с акцентами квадратные акценты могут быть одной породы, а центральные растения подбирают по принци-пу контраста (рис. 10.4 в).

При устройстве бордюров как ограждений часто используют не-живые материалы: валуны, природные камни – ракушечник, изве-стняк, песчаник, гранит, мрамор, металл, дерево, пластиковые кон-струкции, стальные ленты. Необходимо, чтобы эти материалы гар-монировали с архитектурой зданий, особенностями мощения, сти-лем цветников и подобранными растениями.


Рис. 10. Сложные бордюры;

1 – зигзагообразный с одинарами (а); 2 – прямоугольно-ломаный с одина-

рами (а) в наружном изломе; 3-с полукругами, в которых расположены

одинары (а); 4 – линейный с квадратными акцентами, в – центральное

растение акцента, которое можно подобрать по принципу контраста

(верхний рис. во всех случаях – фронтальный профиль)

Возможны следующие типы бордюров-ограждений: откопан-ный бордюр, бордюр канавкой – V-образная канавка с наклон-ной стенкой, ее обычно применяют для разделения клумб и газо-нов, глубина канавки зависит от типа почвы, мощности корневой системы травосмеси газона; бетонными блоками, установленны-ми на ребро или плоскость, ограждают цветники строгих геомет-рических форм, расположенных около беседок, площадок для от-дыха, между блоками часто делают промежутки и засыпают их галькой, что делает всю конструкцию менее жесткой; зубчатое кирпичное ограждение подойдет для «старого» или «деревенско-го» сада; металлическими (из меди, стали, алюминия, нержавею-щего железа) барьерами в форме ленты ограждают не только цветники, но и отделяют газоны от щебеночных дорожек; дере-вянные барьеры (пропитанные антисептиками) хороши для ог-раждения террас, уместны в декоративном огороде. В последнее время в продаже появились пластиковые ограждения, стилизо-


ванные под кирпич, камень, деревянные дощечки и бруски, осо-бенно моден ленточный бордюр из рифленого пластика зеленого цвета.

БОРДЮРНЫЕ НОЖНИЦЫ– садовые ножницы для стрижки живых изгородей и бордюров, могут быть ручными и механизиро-ванными, например пневматическими.

БОРДЮРНЫЕ РАСТЕНИЯ– они должны иметь компактную форму небольшого куста, с хорошо развитой корневой системой, сопротивляемостью сорнякам, долго сохранять декоративность. В качестве бордюрных растений используют цветущие и декоратив-нолиственные растения, многолетние травянистые и кустарники:

• на солнце хорошо растут армерия приморская (Armeria maritima), астра альпийская (Aster alpinum), обриетта дельтовидная (Aubrietta deltoidea) и культурная (А. х cultorum), флокс шиловид-ный (Phlox subulata), очиток васильково-синий (Sedum суапеит), календула лекарственная (Calendula officinalis nana) серия Пигми Кремовая (Cream Pygmy), иберис горький (Iberis amara) и зонтич-ный (I. umbellata);

• в тени бордюр можно сделать из гейхеры кроваво-красной (Heyhera sanguinea), хохлатки извилистой (Corydalis flexuosa), аст-ры гладкой (Aster laevis), ясменника восточного (Asperula orienta-lis), живучки ползучей (Ajuga reptans);

• для душистого бордюра подойдут душица обыкновенная (Origanum vulgare), котовник кошачий (Nepeta cataria), гвоздика серо-голубая (Dianthus gratianopolitanus), рута душистая (Ruta graveolens).

Эффектно выглядит бордюр из канареечника (фаляриса) и кар-ликовых сортов лилейника (Hymerocallis), например сорта Penny Eared.

БОСКЕТЫ– замкнутое, геометрически очерченное простран-ство, окаймленное со всех сторон стенами из плотно посаженных деревьев или кустарников, подвергшихся специальной стрижке (рис. 11). В боскете могут располагаться павильоны, фонтаны, вод-ные зеркала, скульптуры, партеры (рис. 12). Как правило, боскеты обрамляют парадную открытую часть композиции ансамбля. Иног-да для устройства боскетов строят трельяжи (Версаль). Существует три основных вида боскетов:




Рис. 11. Схема закрытого боскета со штамбовыми деревьями

Рис. 12. Открытый боскет с фонтаном в Версале (по В. Я. Курбатову)

• закрытые боскеты, созданные целиком из стриженых зеле-ных стен, внутри которых также расположены деревья с формован-ными кронами, пространство между стрижеными стенами и деревь-ями не предназначалось для взгляда наблюдателя, оно использова-лось для технических целей или хозяйственных нужд;

• боскеты с периметром из стриженых зеленых стен, внутри располагались деревья со свободными кронами, вход часто закрыва-ли небольшими декоративными воротами или арками, предназна-чались для тихого отдыха, уединенного времяпрепровождения, сво-еобразного развлечения в виде прогулки по лабиринту;


• боскеты-рощи, в которых деревья высаживались свободно или по принципу кенкож (см.).

В России для устройства боскетов используют липу мелколист-ную (Tilia cordata), ель колючую (Picea pungens), акацию желтую (Caragana arborescens), барбарис обыкновенный (Berberis vulgaris), жимолость синюю (Lonicera ceaneum), различные виды боярышни-ка (Crataegus), кизильник блестящий (Cotonoaster lucidus), клен та-тарский (Acer tataricum), смородину золотистую (Ribes aureum).

БРЕКЧИЯ– горная порода, состоящая из сцементированных обломков различных пород, различают вулканическую, осадочную и тектоническую брекчию.

БРОДЕРИ– кружевной партер.

Рис. 13. Букетная посадка

БУКЕТНЫЕ ПОСАДКИ– прием формиро-вания древесных групп путем посадки несколь-ких саженцев в одно гнездо для быстрейшего создания композиции (рис. 13). Возможна так-же посадка «на пень» молодого деревца или со-здание условий для обильного развития боко-вых побегов. Иногда она принимает форму вее-ра (цв. вклейка фото 16).

БУЛЕНГРИН– газон спортивного типа в виде слегка заглуб-ленного в грунт прямоугольника с пологими откосами. По перимет-ру обычно высаживались высокие деревья, наиболее распространен был в эпоху барокко.

БУЛЬВАР– полоса насаждений из деревьев и кустарников с до-рожками и цветниками, расположенная вдоль улиц, набережной и в других удобных местах. Бульвары предназначены для транзитного пешеходного движения, кратковременного отдыха и прогулок. Раз-мер бульвара зависит от ширины и длины улицы, в зависимости от условий и типа бульвара его ширина составляет от 10 до 80 м. Отно-сительно узкие бульвары (10-15 м) предпочтительнее делать в виде аллейных посадок, на более широких (20-30 м) деревья и кустарни-ки размещают внутри свободно, на границе полосы – рядами. Эле-ментами бульваров являются аллеи, дорожки и площадки, группы и живые изгороди, газоны и цветники (рис. 14). Исторически сложи-лись два основных типа планировки бульваров – в виде кольца (Мос-ква, Париж, Вена, Рига) на месте древних оборонительных сооруже-


Рис. 14. Профили озеленения бульваров: 1 – бульвар с одной аллеей (а); 2 – с двумя аллеями (а); 3-с двумя аллеями и разделительной полосой; 4 – с одной центральной и двумя

боковыми

ний предназначенный в основном для отдыха, и линейный тип – для транзитного пешеходного движения, такой бульвар формируется на основе озелененных пешеходных дорог и аллей. Примерами исто-рических бульваров являются Унтер-ден-Линден в Берлине или При-морский в Одессе, Елисейские поля в Париже, Страстной в Москве.

БЫСТРОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ– растения, годичный при-рост которых составляет от полуметра до нескольких метров. К ним относятся: береза {Betula), вяз (Ulmus), негундо кленовидное (Negundo aceroides), клен татарский (Acer tataricum), ива вавилонс-кая (Salix babilonica), тополь (Popolus), яблоня (Malus), ольха серая (Alnus incana), черемуха {Padus), ясень зеленый (Fraxinus lanceolata) и обыкновенный (F. excelsior), ель белая (Picea alba) и колючая (P. pungens), айлант высокий (Ailanthus altissima), ли-ственница сибирская (Larix sibirica), сосна обыкновенная (Pinus silvestris) и крымская (P. pallasiana), барбарис (Berberis), бересклет (Euonymus), бирючина (Ligustrum), боярышник (Crataegus), бузина черная (Sambucus nigra), чубушник (Philadelphus), жимолость (Lonicera), . калина (Viburnum), акация желтая (Caragana arborescens), крушина (Frangula), лох серебристый (Eleagnus argentea), смородина золотистая (Ribes aureum).


В

ВЕДУТА– вид местности, города, центральной площади, при-морской набережной, большого паркового ансамбля и т. п., харак-теризуется топографической точностью изображения, выполняется в виде гравюры, живописного полотна, рисунка.

ВЕРАНДА– приподнятая терраса, устроенная у стены дома или стоящая отдельно. Наиболее приемлемый способ озеленения веран-ды – вертикальное, с использованием лиан и ампельных растений (см.). На застекленных верандах часто устраивают зимние сады.

ВЕРЕСКОВЫЕ САДЫ– один из примеров монокультурных са-дов, при устройстве которых используются представители двух ро-дов: вереск (Calluna) и эрика (Erica). Окультуривание этих видов началось в Англии с середины XVII века. Несмотря на то что эрики и вереск относятся к разным родам, очень часто и эрики называют вересками. Наиболее часто в вересковых садах встречаются следую-щие виды: эрика белеющая (Erica albens), эрика зимнецветущая (Е. hiemalis), эрика приятная (Е. blanda), эрика растопыренная (Е. persoluta), эрика румяная (Е. саrпеа), эрика сизая (Е. cinerea), эри-ка средиземноморская (Е. mediterranea), эрика четырехгранная (Е. tetralix), эрика ягодная (Е. baccata). Очень эффектно выглядят модульныесады (см.) из вереска и эрик. Для этих видов предпочти-тельнее песчаная, бедная гумусом почва, с кислой реакцией. Они плохо переносят высокую температуру и низкую влажность воздуха. В поликультурных цветниках они прекрасно сочетаются с хвойными карликовыми растениями, гвоздикой-травянкой (Dianthus deltoids), лядвенцем рогатым (Lotus corniculatus), тимьяном ползучим (Thymus serpyllum), овсяницей сизой (Festuca cinerea) и мелколуковичными крокусом (Crocus), нарциссами (Narcissus), мускари (Muscari), пти-цемлечником (Ornithogalum) и др. (цв. вклейка фото 17).

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ОБЪЕКТОВ ОЗЕЛЕНЕ-НИЯ– комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа, его приспособление в композиционных целях, в том чис-ле организация поверхностного стока с территории, сохранение


ценных существующих растений и почвенного покрова, устрой-ство террас, лестниц, подпорных стен, насыпка оврагов, рытье котлованов под водоем (цв. вклейка фото 18).

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ– один из приемов озелене-ния. Используется для декорирования стен зданий и различных со-оружений, создания «зеленых стен», с помощью которых осуществ-ляется зонирование участка; вертикальными композициями укра-шают вход в дом, балконы и окна. Типы вертикального озеленения: подвесные корзины (hanging basket), приоконные контейнеры, раз-личные трельяжи, решетки, каркасы, перголы, на которых разме-щают вьющиеся и ампельные растения (цв. вклейка фото 19). Кро-ме создания декорирующего эффекта, с помощью вертикального озеленения здания защищают от перегрева, шума и пыли. Создание зеленых стен позволяет изолировать закрытые, замкнутые, уеди-ненные уголки. Используя вертикальное озеленение, можно под-черкнуть выигрышные элементы архитектуры здания и замаскиро-■ вать неудачные. Чередуя декоративнолиственные и красивоцвету-щие виды, создают горизонтальные и даже диагональные компози-ции. Для северных стен подходят такие виды, как девичий виног-рад (Parthenocissus quinquefolia), плющ обыкновенный (Hedera helix), настурция большая (Tropaeolum majus), кирказон изящный (Aristolochia elegans), хмель обыкновенный (Humulus lupulus), для восточных – гортензия черешковая (Hydrangea petiolares) и древо-видная (Н. arborescens), клематисы (Clematis), древогубец округлый (Celastrus orbiculata), пираканта красная (Pyracantha coccinea), для западных – кампсис укореняющийся (Campsis radicans), ракитник Баттандиера (Cytisus), ломонос виноградолистный (Clematis vitalba), ипомея квамоклит (Ipomea quamoclit); для южных – различные виды жимолости (Lonicera), актинидия коломикта (Actinidia colomicta), вьющиеся розы (Rosa), лимонник китайский (Schisandra chinensis), виноградовик аконитолистный (Ampelopsis aconitifolia).

ВЕРТОГРАД– древнерусское название сада.

ВЕРТЮГАДЕН– небольшое, до 80 см высотой, террасированное возвышение, ограниченное с одной стороны стриженой зеленой стен-кой. Используется как своеобразный театр или для разграничения пространства, часто украшается скульптурой и топиарной стрижкой.


ВЕЧНОЗЕЛЕНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения, в течение всего года покрытые зелеными листьями, которые могут иметь возраст два и более лет (цв. вклейка фото 21).

ВИАДУК – устройство для перевода дороги через ущелье, ов-раг, суходол или над поперечной дорогой, покоящееся на высоких Опорах. В отличие от эстакады, где все пролеты одинаковы, наибо-лее высокой части виадука соответствует самый большой пролет.

ВИД – 1) внешность, состояние, облик местности видимые гла-зом, или ее изображение; 2) часть пейзажа, умелое раскрытие наи-более эффектных и выразительных видов – одна из задач ланд-шафтного проектирования; 3) вид растений или животных – груп-па особей, сходных по внешнему облику, внутреннему строению, с высокой степенью родства и свободным скрещиванием с получени-ем плодовитого потомства, особи одного вида содержат в ядрах кле-ток строго определенное число хромосом.

ВИДОВАЯ ТОЧКА – определенное место на территории парка или сада, наиболее удобное для восприятия открывающегося пейза-жа, обычно закрепляется устройством видовой площадки.

ВИЗУАЛЬНОЕ ЯДРО – одиночное растение или группа расте-ний, которые выделяются среди других и сразу привлекают к себе внимание, часто располагаются в конце длинных бордюров.

ВИСТА (реже ВИД) – узкая перспектива, предельно ограничен-ное пространство, прорыв с открытием перспективы на окружаю-щий ландшафт вдоль главной оси. Виста может открываться из беседки, с террасы, сквозь зеленые кулисы, обычно включает в себя точку обзора, обрамление – «пейзажную раму», средний план – «кулисы», не отвлекающий внимания, и завершающий объект обо-зрения: архитектурное сооружение, монумент, памятник, необыч-ное по форме и окраске растение (цв. вклейка фото 22). При плани-ровке кулис висты следует учитывать, что угол зрения человеческо-го глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикаль-ной – 26°, поэтому все, что находится за пределами этих величин, практически не воспринимается.

ВИСЯЧИЕ САДЫ – сады, расположенные на плоской крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеют насыпной слой грунта для произрастания травянистых растений, кустарников, реже деревьев. Вместо сплошного слоя почвы используют кон-


тейнерную культуру. Иногда устраивают неглубокие бассейны для водных растений. В Царском Селе у Камероновой галереи расположен небольшой висячий сад на террасах Екатерининско-го дворца. В Москве подобные сады были устроены в Кремле в эпоху правления царя Алексея Михайловича, это так называе-мые Верхний и Нижний набережные сады. Исторически самыми ранними и самыми знаменитыми были Висячие сады Семирами-ды в Вавилоне – одно из восьми чудес света (рис. 15). См. САДЫ НА КРЫШАХ.

Рис. 15. Висячие сады Семирамиды (по С.С. Ожегову)

ВИРИДАРИЙ– небольшой зеленый садик, окруженный колон-нами и украшенный фонтаном или небольшим водоемом и цветни-ками. Чтобы они не выглядели слишком изолированными, стены часто расписывали фресками с изображением фантастических са-дов, трельяжей, боскетов.

ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА– естественные или искусственно уст-роенные водные элементы ландшафта, включение которых в ком-позицию существенно усиливает ее эстетический эффект. Водоемы могут быть строгих геометрических форм с четко оформленными границами или «пейзажными» со свободными очертаниями, плав-ной линией берега. Сфокусировать внимание наблюдателя возмож-но, отделив водоем газоном, используя подсветку, высаживая рас-


тения вблизи берега. Чтобы водоемы не промерзали зимой, Их глу-бина должна быть не менее 1,5 м. Различают:

• статические водоемы различной конструкции с неподвижной водой: бассейн, болотце, купальня, пруд;

• динамические – с текущей водой: водопады, источники, ка-налы, каскады, протоки, ручьи, фонтаны;

• водные декоративные элементы малых форм (миниводоемы) в стационарных или переносных емкостях.

Бассейн – искусственный водоем, предназначенный для декора-тивного оформления представительной части объекта озеленения или служащий для купания. Басеейны имеют различную форму, но лучше смотрятся с закругленными плавными линиями. Высота бас-сейна составляет от 50 см и. выше, если участок небольшой, бассейн может быть и мельче. В парках бассейны выступают как самостоя-тельный элемент или как часть переднего плана для усиления эф-фекта с помощью отражения важных элементов композиции. Иног-да бассейн окружают узкими цветниками или располагают на бор-тиках контейнеры с растениями. Оригинальны плавучие клумбы (см.) на поверхности воды. Бассейны строгой геометрической фор-мы оживляют строгие мощеные площадки (рис. 16). В последние годы стали модны бассейны спа(см.)

Болотце – самый легкий в организации тип водоема. Обычно это просто переувлажненный участок, куда с помощью дренажной системы отводят избыток воды. Часто болотце располагают рядом с ручьем.

Купальни, как и большинство бассейнов, не предназначены для выращивания растений, а используются для купания. В связи с этим необходимо предусмотреть ступени для спуска в воду и воз-можность легкой очистки ванны купальни.

Пруд – естественный или искусственно созданный водоем с зам-кнутыми границами и неподвижной водой, декорированный по пе-риметру водными растениями. Границы пруда могут иметь строгие геометрические формы – округлую, трапециевидную, прямоуголь-ную (обычно их располагают около зданий) или быть произвольной формы с плавными очертаниями. В небольших по площади садах устраивают приподнятые прудики с бортами из дерева, металла,


Рис. 16. Геометрический водоем для регулярного сада

камня, кирпича. Этот тип водоема наиболее подходит к пейзажным садам (цв. вклейка фото 23). В парках пруды выполняют следую-щие функции:

• могут занимать центральное положение, и вокруг них груп-пируются не только сооружения и декоративная садово-парковая архитектура, но и пейзажи;

• являются композиционным центром отдельной части парка;

• небольшие пруды в «лесной» части парка придают ей есте-ственность, выглядят как лесные озера; .

Озеро– водоем различной площади, обычно с проточной водой, возможно с подземными источниками. Островки, расположенные асимметрично, повышают декоративный эффект. В частности, в японских садах обязательным элементом были два острова: черепа-хи и журавля (цв. вклейка фото 24).

Водопад – естественно или искусственно устроенный ниспадаю-щий поток воды между двумя водоемами, находящимися на раз-


личных уровнях. Вода может падать на водную поверхность по кас-каду каменных порогов, по узким каналам, протекать сквозь полые стволы деревьев или бамбуковые трубки. Особенно активно исполь-зовали водопады в китайских и японских садах.

Источник – естественное или искусственное небольшое устрой-ство с постоянным током воды, может давать начало ручью, может представлять ключ, пробивающийся между камнями (цв. вклейка фото 25, 26). Особенно эффектны настенные источники – маскаре-ны (см.).

Канал – водоем правильно геометрической формы, создающий дальние линейные перспективы (Версаль, Петродворец). Каналы могут объединять отдельные водоемы в единую систему. Они весьма уместны в регулярной планировке.

Каскад – специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадающих струй воды на местах быс-трых естественных речек и ручьев, а также на путях искусствен-ных водотоков с последовательного ряда мелких террас, высота ко-торых составляет не менее 15-30 см (цв. вклейка фото 27). Особен-но важно подобрать для каскада крайний камень, он должен иметь гладкую поверхность, в результате чего водяной поток не разрыва-ется на отдельные струи. Оригинально выглядят каскады в виде изогнутой винтовой лестницы, к тому же они не требуют много места (цв. вклейка фото 28). Для больших участков возможно со-здание каскадов прудов, например на склоне оврага или спуске к реке, перепад высот в этом случае может достигать 4-5 м, а длина такого каскада до 200 м.

В 2003 г. на всемирном цветочном шоу в Челси особое внимание привлекал «Неправильный сад»,, где был представлен каскад «на-оборот». При взгляде на него создавалось впечатление, что вопреки законам физики вода течет вверх по наклонной стеклянной плоско-сти и широким полотном падает вниз в небольшой бассейн, откуда вновь «карабкается» на следующий уступ. На самом же деле ступе-ни каскада имеют маленькую хитрость: на стыке наклонной и вер-тикальной плоскостей устроена щель и часть воды падает вниз, а другая стекает по наклонной плоскости, как и положено... вниз. Впечатление воды, «взбирающейся» вверх, создают пузырьки воз-духа, поднимающиеся под стеклом призмы.


Протока – довольно крупное водное устройство, она имеет есте-ственные природные очертания с живописными берегами, острова-ми, заводями, характерна для пейзажной планировки крупных уча-стков.

Ручей – малое водное устройство – неширокий водоток с про-тяженным извилистым руслом, небольшими островками и отмеля-ми. Чем меньше уклон, тем шире ручей. На ровной поверхности устраивают поток равнинного типа, а на участке с уклоном – «гор-ный» ручей, для которого создают бетонированное русло. Ориги-нальны ручьи из неживых материалов: «каменистые», «сухие» или из растений – например, злаковые.

Фонтан – сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально фонтаны сооружались как источники питьевой воды. Впоследствии сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зеле-ными насаждениями стало одним из средств создания различных решений в садово-парковом искусстве. Нишельными называли фон-таны, которые устанавливали в специально устроенных трельяж-ных нишах. Существует множество типов фонтанов: фонтаны-род-ники, одно- и многоструйные фонтаны, фонтаны из нескольких чаш с переливом воды из одной в другую, фонтаны-полотна, фонтаны-каскады, фонтаны-«зеркала», многоструйные арочные фонтаны, особенно характерные для садов Испании (рис. 17, цв. вклейка фото 29, 30). В настоящее время выпускается множество насадок,

Рис. 17. Типы фонтанов:

1 – одноструйный; 2 – многоструйный; 3 – из нескольких чаш с

переливом воды; 4 – с распылителем водяная струя (по ОН. Шумахеру)


которые помогут создать самую различную форму фонтана (рис. 18). Струйный тип – самый распространенный. Насадка представляет сужающееся сопло и обеспечивает тонкую струю воды, поднимающу-юся тем выше, чем больше давление в системе (рис. 17.1, 17.4). Ко-локол обеспечивает насадка, на выходном отверстии которой нахо-дятся один над другим два диска (рис. 18.6). Форму полушария со-здают насадки колокольного типа, но с дисками меньших размеров (рис. 18.7). Очень эффектны фонтаны с насадками тюльпан и Тиффа-ни (рис. 18.3-18.4). Обтекающие фонтаны представляют источник в камне, из которого вода спокойно вытекает на поверхность водоема. Существуют насадки, обеспечивающие форму вертушки или рыбьего хвоста (рис. 18.1, 18.2).

Оригинален «галечный фонтан» – своеобразный вариант обтека- ющего: через отверстие, просверленное в камне, вода стекает, омы-вая гальку. Вокруг создают горный пейзаж из мелкого гравия и небольших кусочков такой же гальки. Часто фонтаны являются самостоятельным декоративным элементом, особенно если их фор-ма достаточно оригинальна, как, например, фонтан «Политическая обстановка в мире в 1983 г.» в Берлине (цв. вклейка фото 31).

Рис. 18. Формы фонтанных струй в зависимости от распылителя:

1 – вертушка; 2 – рыбий хвост; 3 – тюльпан; 4 – Тиффани;

5 – кольцо; 6 – колокол; 7 – полушарие (по О.В. Шумахеру)


Миниводоемы – небольшие по объему и площади водные уст-ройства, для которых используют пластиковые емкости, аквариу-мы, глазурованные керамические чаши, эмалированные ванны (рис. 19). Такие водоемы можно разместить как в саду, так и на балконе, террасе, под перголой. Учитывая небольшие размеры, для них следует очень внимательно подбирать растения. Для совсем мелких (до 10 см глубиной) водоемов подойдут калужница (Caltha), ситник мечелистный (Juncus ensifolium), хаюттюния (Houttuynia), мята водная (Mentha aquatica), ирис голый (Iris laevigata), писция телорезовидная (Pictia stratiotes), сальвиния плавающая (Salvinia natans); для более глубоких – до 40 см – ирис аировидный {I. pseudoacorus), стрелолист стрелолистный {Sagittaria sagittifolia), карликовая форма тростника маленького (Typha minima) с пестры-ми бледно-желтыми листьями, кувшинка белая (Nymphae alba), сорт Layde, водокрас лягушачий (Hydrocharis morrus-ranae). См. также РАСТЕНИЯ ДЛЯ ВОДОЕМА.


Рис. 19. Миниводоемы

Подсветка водоемов позволит любоваться ими не только днем, но и в темное время суток. Существует подводная подсветка, кото-рая создает эффект внутреннего свечения воды, придает объемность находящимся в ней предметам, и надводная, которую обеспечивают плавающие светильники. Установленные вдоль течения ручья, они создают впечатление бегущей световой волны. Потоки света от ис-


точников, установленных позади фонтана, вызывают красочные от-блески на струях ниспадающей воды.

ВОДОЕМ– водный объект в углублении суши, характеризую-щийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные и искусственные водоемы. Последние мо-гут быть созданы в искусственном или естественном углублении земной поверхности.

ВОДОТОК– водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности, на-пример, ручей или каскад.

ВОДЯНЫЕ ИГРЫ (ШУТИХИ)– специальные устройства садов раннего барокко, представляют замаскированные фонтаны, неожи-данно включающиеся при нажатии скрытого пускателя, известны и в садово-парковых ансамблях России, например грибок-шутиха и скамейка-шутиха в Петергофе.

ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ– в перспективе обозначает общий верх-ний контур деревьев в группе или массиве, может быть четко очер-ченной, изрезанной, расплывчатой.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА– изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюде-ния. Использование воздушной перспективы помогает создать необ-ходимую иллюзию углубления или сокращения пространства. К приемам зрительного расширения пространства относятся следу-ющие: посадка кустарников зубцами, ограда из кирпича или кам-ня, задекорированная вьющимися растениями на решетках, умень-шение ширины дорожек по направлению от дома к объекту, посад-ка в конце дорожки растения с раскидистой формой кроны. Для создания воздушной перспективы можно использовать и окраску растений. Если нужно оптически удалить объект, достаточно при-дать ему синеватый или сероватый цвет, такая окраска свойственна -многим видам растений: хвойные, лохи, ивы и т. д. При их умелом размещении достигается оптическое удаление. Искусственную «глу-бину» на опушке легко создать, высаживая хвойные с темным цве-том листвы.

ВОЗРОЖДЕНИЕ– эпоха с XIV по XVII век, отличающаяся ак-тивизацией общественной жизни, ослаблением влияния церкви, по-вышением роли светского государства. Итальянские сады эпохи


Возрождения характеризуются регулярной планировкой, в связи с особенностями рельефа, обычно террасированы, расположены на склоне холма. Центром садово-паркового ансамбля виллы является единая пространственная ось, выраженная архитектурными сред-ствами, приемами топиарного искусства, скульптурными компози-циями, декоративными каналами. Сад рассматривается как продол-жение дворца или виллы, образуя с ним единое художественное целое. Характерны огромные прихотливые партеры, зеленые «теат-ры» и «кабинеты», широко представлены растения с искусственно сформированными кронами, популярны узкие аллеи высоких кипа-рисов. Сады эпохи Возрождения повлияли и на ранние этапы рус-ского паркостроения.

ВОКЗАЛ (ВОКСАЛ)– старинное название небольшого концерт-ного зала в парке, например Вокзал в Павловском парке.


0389460152926637.html
0389523236494028.html
    PR.RU™